Советы / Туроператоры / Как проверить надежность туроператора
2014 год был богат на банкротства туроператоров. Доверие к туристической отрасли упало. Глубина продаж понизилась. В связи с санкциями и кризисом многие госслужащие оказались под запретом выезда из страны, а еще плюс повышение курса доллара. Все это привело к снижению потока туристов за границу и очередному ожиданию закрытия крупных игроков на туристическом рынке. И всех, конечно же, интересует вопрос: Кто будет следующим и кому доверить свой отдых?
Надежность туроператоров можно разделить на два вида: вероятность банкротства и качество выполнения своих обязательств по предоставлению туристических услуг.
1. Вероятность банкротства туроператора
Очень сложный вопрос, на который невозможно получить однозначный ответ. Даже сотрудники, работающие в организации, не знают точной даты закрытия туроператора. Разве руководство им будет заранее об этом сообщать.
Почему же закрываются туроператоры?
Причина на самом деле обычная: если это не фирма однодневка, а организация с хорошей историей, то при превышении расходов над доходами в течение продолжительного периода времени, просто пропадают оборотные средства. Фирма залезает в кредиты и начинает использовать деньги туристов для расчетов за туры предыдущих бронирований. В определенные моменты, такие как: скачек валюты, санкции на выезд за границу госслужащих, отказ в очередном кредите, конфликт с авиакомпанией или принимающей стороной, учредителю потребовались деньги, то наступает критическое состояние, и туроператор приостанавливает свою деятельной. И даже дополнительная финансовая помощь, как это было с Лантой Тур Вояж, уже не в состоянии вернуть его к нормальной работе.
Есть некоторые признаки, по которым можно предположить печальное будущее:
Внешние
- Необоснованно низкая стоимость туров, значительно ниже, чем по рынку. В этот расчет не берем горящие туры на ближайшие вылеты. Хороший пример показал Южный крест, который долгое время торговал по супер-супер низкой цене. Кому-то повезло как в обычной пирамиде, а вот последним точно не повезло. В этой ситуации так же были замечены разные туроператоры как Капитал Тур, Лабиринт, Верса и другие.
- Крупные конфликты в СМИ с авиакомпаниями и другими поставщиками услуг. В этой ситуации люди могут просто испугаться и массово перестать бронировать туры у оператора, и как следствие, отток туристов и денежных средств.
Внутренние
-
Задержка с выплатами заработной платы сотрудникам.
- Увеличение сроков выплаты денег турагентствам по аннулированным турам. Перед крахом Ланта Тур Вояж, я очень долго боролся с ними и ждал возврат достаточно большой суммы, за несколько туров. Мне повезло, деньги я получил, но больше с ними не работал.
- Отсутствие оборотных средств.
- Отказ банков в перекредитовании.
Слухи о том, что какой-то туроператор закроется, это примерно как угадать курс доллара через месяц. Ни один аналитик еще не предсказал его правильно, особенно в наше непростое время.
Уже несколько лет, многие говорят, что Библио Глобус закроется, из-за своей агрессивной политики, но он работает и при этом еще и активно развивается, осваивая все новые и новые направления. То же говорят и про Анекс Тур, с его ценами ниже рыночных, но пока он жив и радует своих туристов. Правда, здесь мы пока не касаемся качества обслуживания в стране пребывания, это совсем другая история.
Итак:
- покупая турпутевку по цене ниже всего рынка, у нас есть чуть больше вероятность не воспользоваться ей.
- покупая тур за несколько месяцев вперед, мы будем жить тоже как на пороховой бочке, и мечтать, чтобы туроператор не закрылся. А если отказаться от раннего бронирования, то и мест в хорошем отеле в разгар сезона может не оказаться, потому что какой-нибудь немец или англичанин поселится там вместо нас.
Выводы:
Универсальной таблетки по этому вопросу не существует, поэтому продолжаем рисковать и отдыхать.
Могу только предложить вариант самостоятельного путешествия. Отдельно покупаем авиабилеты, проживание, страховку и вперед. Но здесь может также закрыться и авиакомпания, и система бронирования отеля и даже страховая, но пока с меньшей вероятностью, чем туроператор.
2. Качество предоставления туристических услуг в стране пребывания.
В данном вопросе можно уже воспользоваться народным рейтингом. Но, как и любой рейтинг, его можно отнести к субъективному, так как чаще люди оставляют негативные отзывы. И чем больше пассажиропоток, тем соответственно больше и отрицательных отзывов. Это примерно как с показателями угоняемости автомобилей, чем больше их в стране, тем и показатель в абсолютном выражении тоже больше, а вот в относительном может занимать далеко не первое место.
А вот здесь можно посмотреть рейтинг туроператоров, составленный профессиональными участниками туристического рынка - в основном менеджерами турагентств, которые непосредственно и работают с операторами.
Буду рад дополнениям к статье.